Управление ассортиментом (краткий пост)
Огорчает использование функционала программных продуктов у некоторых клиентов.
Это как забивать гвозди микроскопом.
Даже младшая версия (я всего лишь про АСТОР: Ваш магазин) позволяет оптимизировать работу в сети магазинов в базовом функционале
Концепция цепочки товародвижения (или как появляется и как исчезает продукт)
Товар на полке магазина не появляется из ниоткуда.
В хорошем варианта - товар появляется в голове у категорийного менеджера и только потом он появляется в программе
В плохом варианте - товар появляется в голове у пришедшего к вашему завмагазином - торгового агента, а оттуда он с криками и воплями воплощается в карточку товара в программе
Красиво ведь выглядит, когда вы
-
смотрите на позицию товара (в прайсе поставщика для начала, а если вы не маленькие, то даже на образец товара,любезно предоставленный поставщиком)
-
определяете место данного товара в ценовой и продуктовой линейке
-
решаете, что неплохо бы “попробовать” данный товар попродавать
-
решаете, какой товар вы выведете из ассортимента(ведь полки забиты товаром и места для нового товара у вас наверняка нет)
-
размещаете этот новый товар на планограммах магазинов
-
и разрешаете товар закупать,
-
включив его в ассортиментную матрицу (с напоминанием себе в программе, что надо бы посмотреть на эту позицию пристально через 4 недели)
-
прописав страховой запас исходя из выделенного полочного пространства,
-
А потом, вы с удовлетворением откидываетесь на спинку кресла и выдыхаете - ваша работа сделана
-
а где то там (может даже в магазине), другой (хотя возможно и вы :) ) сотрудник запускает расчет заказа на сегодня и видит там новую позицию к заказу в количестве страхового запаса, а также смотрит на новое задание по новой планограмме
Самое интересное, что не надо искать супер-программистов, не надо придумывать техническое задание, не надо думать, что все что описано выше - это сказка
Все уже реализовано и реально работает в линейке программных продуктов АСТОР
Реальность
Часто вижу в магазине, что заказ формируется либо визуально (на основании “быстрого экспертного” взгляда сотрудника магазина на полки), либо (что уже является продвинутым вариантом) - на основании данных оборотной ведомости.
Оборотная ведомость - это неплохо, но, ведь что вы можете там увидеть?
-
остаток
-
поступило
-
продано/ушло
Но там не видно:
-
сезонности
-
динамики продаж
-
данных о предпочтениях покупателей
-
данных о реальном размещении товара на полках (может товар и есть на остатках магазина, но он весь на складе, а на витрины его просто не выложили, забыли)
А ведь надо еще учитывать:
-
сервис поставщика (может 50% того что вы у него заказываете - он просто не привозит?)
-
договорные цены (ваш директор может быть хоть сколько крутым переговорщиком и “отжимать” невероятно низкие и привлекательные цены, но поставщик может привозить товар совсем не “тем договорным” ценам, а по своим, намного более высоким ценам, удобным ему, а не вам)
(К чему я веду?)
К тому, что стоит посмотреть на профессиональные инструменты работы с ассортиментом и заказом товара
Простая иллюстрация
-
все товары сети - ваша номенклатура
-
Ассортиментная матрица магазина - тот итоговый перечень товара, который допустим к закупу в магазине
-
Спецификация поставщика - товары, которые Вы можете взять у поставщика
пересечение всех этих множеств - тот товар, который реально может быть заказан в магазине и привезен (поставлен) вам поставщиком
Ассортиментная матрица для магазина включает в себя все товары, которые должны (обязаны) находиться на полках магазина (не в списке товаров, не в умах людей, не в подсобках или складах, а именно на полках)
Т.е. все активные позиции ассортиментной матрицы должны иметь конкретное место для размещения на конкретной полке, конкретном стеллаже/холодильнике/ларе/бонете/и т.д., в конкретном магазине
Эта мысль приводит нас к тому, что:
-
если у вас достаточно много магазинов
-
если у вас большой ассортимент товара
-
есть постоянная ротация товара
У вас будет разлад между:
-
ассортиментной матрицей (вашим идеальным видением)
-
и реальным размещением товара на полках
Товара нет на полке:
-
нет продаж
-
нет актуальной статистики
-
значит товар скорее всего будет испорчен, выкинут, списан
Что делать?
Получается, что вам нужны инструменты:
-
работы с ассортиментными матрицами
-
работы с системой управления запасами
-
системой планограмирования (мерчендайзинга), включающей в себя:
-
систему автовыкладки по правилам
-
систему контроля за выкладкой (реалограммы)
Данные инструменты с лихвой покрываются с помощью:
-
АСТОР: Торговая сеть
-
RS: ShelfSpace